Жизнь моя - только краткий сон
Перед жизнью вечного сна...

"ЖЕНЩИНА В ПЕСКАХ"

Впечатления от спектакля-притчи по одноименному роману Кобо Абэ в постановке Театра "Вернадского, 13" сезона 2005/2006 гг.

Действующие лица и исполнители:

Ники Дзюмпей - Сергей Неудачин

Женщина - Надежда Карпухина

Старик - Илья Жильцов

Лента Мебиуса - Александр Юшин

НИЗВЕРЖЕНИЕ В ОНГСТРЕМ
«Одиночество – это неутоленная жажда мечты». Кобо Абэ.


Оказывается, песчинка имеет диаметр 1/8 миллиметра – и она всемогуща. «Кобо Абэ» - каббалистическое заклинание – превратилось для меня в формулу судьбы силами актеров театра на Вернадского, 13, и прежде всего - Сергея Неудачина, исполнителя главной роли. Хотя этого человека вообще-то трудно называть просто исполнителем. Он, безусловно, вершитель. Он вершит свои роли: Гамлета, Клавдия, и вот сегодня скромного учителя-энтомолога Ники, такого сильного, что он чуть не победил судьбу.
Потому что её победить можно, к сожалению. Именно этим большинство из нас занимается всю жизнь. Мы не мечтаем – мы жаждем мечты, страдая от рутины повседневности в отсутствие любви и смерти. Кто я? Что мне нужно и кому нужен я? Кого я люблю? Кто любит меня? Мы боимся этих вопросов, прячемся от них в привычную работу, привычные понятия о комфорте, благополучии и добродетели. Но стоит сойти с магистрали – и стрекотание кузнечика, кузнечика с таким знакомым лицом, вдруг наивно и жестоко объявит всю нашу суету несостоятельной. Спастись от судьбы можно только бегством.
Но у героя Кобо Абэ – у Ники – не было ни единого шанса к побегу. И именно это его спасло. Сергей Неудачин замечательно передает эту битву человека с обстоятельствами, которая кончается победой над собой самим, освобождением личности из плена растлевающей невостребованности и одиночества. (Елена, апрель 2006)

«Я купил билет в один конец на небеса…» Человек, которому всучили билет в один конец, ни за что не станет так петь.» Кобо Абэ.

Путь к свободе – путь к себе. Избито, надумано, заезжено? Ничуть. Всегда актуально. Ведь человеческая жизнь – не билет, и даже не сотня билетов. Путь к внутренней свободе через внешнюю зависимость – сплошь и рядом в нашей жизни. Иногда важнее упасть, чем расправить крылья-душу и полететь. Потому что можно воспринимать и падение как полет. Тот самый, который окрыляет и дарует ощущение прекрасной внутренней свободы. Спектакль «Женщина в песках» получается о ПРИНЯТИИ в самом себе СВОБОДЫ. Мы вольны в выборе. Но жаль, что выбор невелик. Жить с одним билетом в небеса или попробовать освободиться.

Человек по сути - совсем необязательно эгоистичен. И в самой тяжелой ситуации может быть человечнее и добрее, чем кажется окружающим и даже самому себе. А найдя в себе потенциал, может обнаружить в обыкновенном (в самых обычных и будничных вещах) что-то необыкновенное, очень важное и нужное, а главное – полезное для других, не для себя. Это особый талант – смотреть на воду и видеть там отражение яркого солнца. И вот тогда заканчивается зависимость и начинается свобода.

Спектакль решен, как мне показалось, точно. Даже удивительно, что режиссер – женщина. Пластика, оформление сцены, свет или затемнение – всё резко и точно. Игра актеров не оставляет сомнений в их искренности и преданности сцене. (Olga Dream, апрель 2006)

"ГАМЛЕТ"

Впечатления от музыкальной постановки Вероники Косенковой, премьеры сезона 2004/2005 гг.

Действующие лица и исполнители:

Гамлет – Владимир Дыбский
Клавдий – Сергей Неудачин
Гертруда – Екатерина Дорохова
Полоний – з.а.РФ Юрий Шерстнев
Офелия, дочь Полония – Антонина Голубева
Лаэрт, сын Полония – Виктор Гинтер
Горацио, друг Гамлета – Владимир Холоднов
Фортинбрас, принц норвежский – Патрик Роллен (Франция)
Призрак отца Гамлета, Первый актер, Капитан – Владимир Завьялов
Хор – все артисты

Ника Косенкова, сделав шаг в направлении культурных истоков, использовала в своей постановке забытую этническую музыку лирические песни, колыбельные и плачи, которые интересно легли на шекспировский текст. Инструментальная музыка сопровождает действие и придает особое настроение спектаклю. "Гамлет" у Ники Косенковой получился по-женски мягким, кое-где мистическим, без надрыва и шекспировских страстей. "Гамлет" Ники Косенковой - это безвременье и тоска по истокам, это "женский взгляд" на вечные вопросы вне времени и без привязки к месту действия. Лирическая музыка, переплетаясь с известным сюжетом, призвана фиксировать внимание зрителя на основных моментах спектакля.

В мире, созданном Косенковой, никто не страдает сумасшествием, ни Гамлет, ни Офелия. Это мягкий мир без острых углов, колеблющийся между добром и злом, балансирующий на грани долга и совести, мир, раскрашенный в серебро и чернь, мир серебристых гибких податливых колонн и угрожающе черных стен, мир, озвученный плачами об ушедших и убиенных (не важно справедливо или нет, правда здесь не на первом месте), это - мир шаткий и неизвестно чем грозящий всем живущим в нем. Вставки этнической музыки лишь усиливают разрыв между прошлым и настоящим, между тоской по культурным истокам и несовершенством реальности.

В этом музыкальном действе шекспировские страсти всё же присутствуют (в количестве минимальном) и выпадают на долю Клавдия, а не Гамлета. Справедливости ради нужно заметить, что в музыкальный спектакль врывается драматический и делает его интереснее. Благодаря Шерстнёву и Неудачину действие приобретает оттенок классической трагедии. Эти два персонажа - Полоний и Клавдий живут на сцене так ярко, что их переживания захватывают и уносят в иные сферы, в ту самую "магию театра", которую ищут многие зрители. Кажется, что вместо Гамлета (не очень понимающего, что ему делать со всеми свалившимися бедами) страдает Клавдий от не на шутку раздирающих его сомнений и множества гамлетовских вопросов. Клавдий, волей судьбы попавший в ловушку собственной совести ("Удушлив смрад злодейства моего...") мучается от невыносимой тяжести примерянной однажды маски злодея, от невозможности человека верующего очистить душу от смертного греха. Осознание этого страшного греха способно довести его острый ум до настоящей истерики, а жизнь превратить в сущий ад совести.

Похожие вопросы задает себе и принц норвежский - Фортинбрас, ("Я сын убитого отца, мне небеса сказали "встань и отомсти") который попадает в ту же ловушку разума и чувств, долга и совести. Получается, что ловушки настоящего мира волнуют всех.

И отчего-то по ходу действия прокрадывается в сознание мысль о двойственности этого мира: с одной стороны, ненастоящего, игрушечного, где все притворяются "с какой-то целью" и лгут, строят игрушечные пушки и в шутку дерутся; а с другой стороны, опасного мира, где в шутку сражаясь, убивают всерьез, жестокого мира, который вдруг полностью поглотил всех этих довольно симпатичных персонажей и подчинил их себе. (Ольга Dream, ноябрь 2004)

Впечатления театрала с большим стажем от образа Клавдия Сергея Неудачина.

Мне кажется, он получился мелким жуликом, настоящим "карманником на царстве". В первом действии потирает потные от страха ручки, сам себе не веря, что афера удалась, и ждет- недождется подержаться за королеву в подтверждение того, что все-таки удача ему улыбнулась. Интересно: его рука лежит не ее руке, как будто она его поддерживает. (Что в общем-то, соответствует образу этой королевы - она олицетворяет собой державу, представляется символом всеобщего материнства, а не является желанной женщиной.) Потом все разговоры короля - через нервное возбуждение и почти смешок. "Сцена любви" - опять-таки чтобы побороть приступ страха, зарыться поглубже в эту "Родину-мать" и ничего вокруг не видеть. В монологе ("удушлив смрад...") в первую очередь запомнились сомнения, жирно подчеркнутые вопросительные знаки. Страх и неуверенность - вот такой получился Клавдий. (Климова Ольга, ноябрь 2004)

 

  
 От Клавдия Гертруде 

 Короткая такая, странная забава:
 Влить в чашу, в жажду жёлтую отраву. 
 А цвет имеет живопись свою, -
 Осеннюю печальную струю…  

 Она течет по краю 
 Серебряного кубка.
 И сердце обмирает, 
 И падает голубка 

 С небес, уже почти таких знакомых 
 На радость всех червей и насекомых. 
А смерть имеет музыку свою В молчании. Я молча пропою. Прощай, судьба сыграла Над нами злую шутку. И сердце обмирало, И падала голубка. Красиво, горделиво,как роза увядала. Она пошла за сердцем и сердце потеряла. Никто теперь не скажет ей: "Моя…" Душа уходит в тёмные края. И наступает вечер Судьбы моей. До встречи! Я задержусь минутку, Лети, моя голубка… 26.01.2005 С.НеудаЧин
*** Движеньями, плывущими во тьму, Я погружаю сердце и слова.
Мне кажется, что жизнь едва жива,
Прислушиваясь к сердцу своему. Мне кажется, февральский мягкий снег Удушит даже самое живое.
Натянут месяц грозной тетивою,
И ждет стрелок, когда закончу бег. Мне кажется, мне кажется в ночи Церковных свеч вдруг пламя задрожит, Крылами черными, повеяв, пролетит Тот, кто за мной… Об этом помолчим. Не подлежит суду людскому и суду Небесному она, моя душа. Она подчинена, не ей, не ей решать В каком гулять и нежиться саду. Какой акустикой прельститься и каких Певцов.Не выбирают, всё дано. Кружит, треща, судьбы веретено, И бьется нить в руках,наверное,благих. 16.02.2005 С. НеудаЧин *** 1. От Гамлета, сына датского короля, Услышал я как-то раз: "Ублюдков плодит наша земля, А черви хоронят нас. Они провожают в последний путь Наши тела и дела, А рыба съест червя когда-нибудь, Украсив центр стола… Но если бы в нас жива была честь, И совесть была б жива, - Никто не смог бы нас съесть, А всё остальное - слова…" 2. Я слушал его, усмехался, молчал И думал наоборот: Чем бороды отличаются от мочал, И кто в бородах живет? Какую розу срезать в саду? Какая будет зима? Я верил, что в этом году Никто не сойдет с ума. И будет любовь по небу ползти Тучами красоты. Господь своё стадо будет пасти, А охранять кресты. 3. Всё так и случилось. После зимы Над Эльсинором дождь. Весной грозовою встретились мы Среди чернеющих рощ. Никто не поверил бы, даже узнав, Про нашу тайну с тобой. Отчасти Гамлет-младший был прав: Никто не в ладах с Судьбой. Ты можешь клевать любви пшено, Встать и упасть в грязь, Но никому из нас не дано Порвать небесную связь. 05.02.-01.03.2005 С. НеудаЧин

          


 

При копировании и использовании материалов ссылка на источник обязательна, извещение об использовании - желательно.

www.sergey-neudachin.narod.ru

Разработка Ольга Dream

Hosted by uCoz